С тех пор как поселился на Печерске, ежедневно многократно проезжаю бульваром Леси Украинки. Долго не покидало ощущение – чего-то здесь не хватает. Потом понял – на бульваре почти нет людей, ни разу не видел детской коляски. В чем дело? По неволе стал разбираться. Казалось бы, и аналог есть – бульвар Тараса Шевченко. Обратился к истории. Оказалось, с киевскими бульварами не все так просто.
 Когда в 30-е годы ХІХ века в Киеве проложили Бульварную улицу, которая стала потом Университетским, затем Бибиковским и, наконец, в 1919 году, бульваром Тараса Шевченко, это было настоящим событием в жизни Киева.
 Поначалу бульвар был обсажен липами и каштанами, которые со временем заменили пирамидальными тополями. Именно в такой «ландшафтной редакции» бульвар Тараса Шевченко стал одной из наиболее заметных, «визитных карточек» Киева. Он встречает гостей, въезжающих в столицу с Запада. Бульвар соединил Бессарабскую и Галицкую (теперь площадь Победы) площади. На него нанизались значительные общественные здания и сооружения: 1-я классическая гимназия, 2-я гимназия, Университет Св. Владимира, Ботанический сад, Владимирский Собор, гостиницы, многочисленные административные и деловые здания.
Набор объектов общественного назначения, которые концентрировались вдоль бульвара, постоянно изменялся и обогащался, менялись их функции. Словом, бульвар Тараса Шевченко был и остается не только одной из самых заметных ландшафтных доминант Киева, но и одной из самых значительных осей концентрации общественной и деловой активности столицы.
 В те далекие годы, когда бульвар Тараса Шевченко был заложен, вдоль него катились только ландо и пролетки, цокали копыта лошадей, по дорожкам фланировали дамы и кавалеры, на скамейках собирались шумные компании студентов. Все изменилось с появлением автомобилей. И ныне, бульвар стал одной из самых напряженных транспортных магистралей Киева.
На нем постепенно исчезли кустарники, которыми была обсажена центральная аллея, не стало прогуливающихся, а на скамейках не сидят уже шумные компании и романтичные парочки. Это и понятно, ведь шум и выхлопы автотранспорта здесь многократно превышаеют все допустимые пределы.
В последние десятилетия на бульваре выживают только тополя, а на участке от площади Победы до Воздухофлотского путепровода, обсаженном каштанами, в малодождливые годы уже в июле-августе от выбросов авто листва на деревьях сгорает и опадает. И все же, в том числе благодаря обновлению 1984 года, когда старые тополя были заменены новыми, бульвар обрел новое звучание, и прочно сохранил за собой роль памятника ландшафтной архитектуры, одного из самых заметных символов Киева.
А что же бульвар Леси Украинки? Спору нет – проведенная недавно реконструкция придала ему некоторую элегантность. Вот только по-прежнему на нем ни души. Всякий раз, проезжая по нему, считаю. И даже теперь, после значительной реконструкции, (которая, кстати, не коснулась дендрологической части) на отрезке от площади Леси Украинки до Бессарабки, до Александровской больницы ни разу, подчеркиваю – ни разу, не видел на бульваре больше трех-четырех человек.
Вот она – ущербность методов прямых аналогий. Когда в послевоенное время на месте Собачей тропы (так в прошлом называлась в народе теперешняя трасса бульвара) решили заложить новый бульвар, аналогичный бульвару Тараса Шевченко, не подумали о том, что времена ландо и пролеток давно миновали. Что от Бессарабки до площади Леси Украинки нет и не предвидится ни одного значимого общественного здания или заведения, только достаточно ординарные, особенно по теперешним временам, магазины в первых этажах жилых домов.
Как-то вечером решил не спеша пройтись с приятелем по бульвару, от Дома проектов до Бессарабки. Пока дошли до низу, осипли, пытаясь перекричать ревущий с двух сторон поток автомобилей. Потом старожилы меня вразумили: идти надо по «тропе Хошимина» (так называли тайные пути партизан во время Вьетнамской войны) – дворами четной стороны бульвара. По самому бульвару ни один абориген не ходит.
Казалось бы, в процессе реконструкции нужно было использовать исторический шанс и придать бульвару современный поперечный профиль: проезжую часть проложить посредине, а зеленые полосы отнести к домам, дабы улучшить защиту от загазованности, шума и пыли. Прекрасная аналогия – бульвар по нечетной стороне Крещатика. Хотя, конечно, можно только представить себе реакцию общественности (которая, кстати, буйно протестовала в свое время против замены тополей на бульваре Шевченко) на такое мероприятие.
А какие замечательные www.bestessaysforsale.net  возможности открылись бы и для жителей и гостей бульвара, и для расположенных на нем заведений! Тем более, что тополя по центру расти не хотят. То ли земля здесь не та, то ли не тот уход. Но не случилось! Конечно, результаты реконструкции Киев не портят, но и новых возможностей для киевлян не открыли. А жаль!
 
Читайте другие статьи автора в блоге Андрея Малафеева на Building.ua