Стратегия развития города

Согласно с концептуальными основами нового Генерального плана Киева, разработанного в соответствии с утвержденной Киевсоветом Стратегией развития столицы до 2025 года, общее количество трудящихся, занятых в различных видах экономической деятельности, должно увеличиться в этот период почти в полтора раза – примерно на 650 тыс. человек. Характерно, что львиная доля этого прироста, по прогнозу Стратегии, должна произойти за счет увеличения численности работников, занятых в сферах финансовой деятельности, операций с недвижимостью, инжиниринга, предоставления услуг предпринимателям и т.п. Ожидается, что численность занятых в этих сферах в ближайшие 13-15 лет увеличится в 2,2 раза – с 225 до 530-550 тыс. человек, то есть больше, чем на 300 тыс., и составит почти 30% всех работающих в городе.

Такая динамика прямо отражает целевые установки миссии Киева, заложенные в Стратегию развития столицы и, прежде всего, утверждение роли Киева как признанного места встречи Запада и Востока, как инновационного центра Восточно-Европейского региона с мощной конкурентной позицией, города, привлекательного для развития бизнеса.

Опыт развития Праги, Будапешта и Варшавы в последние десятилетия, по данным разработчиков Стратегии, свидетельствует о возможности реального роста ВВП в среднем на 5-8 % в год.

Что касается Киева, то, к примеру, в период 2004-2009 годов, несмотря на кризисные явления в экономике Украины, рост реального ВРП составил 5,7 %. Киев и дальше должен наращивать экономическую мощь опережающими темпами по сравнению с сопоставимыми городами. Эту цель можно считать достижимой, учитывая старт с более низкой базы. В какой мере оправдается этот прогноз – покажет время.

Киеву не хватает офисов

Проецируя гипотезу экономического роста на градостроительные аспекты дальнейшего развития столицы, в частности, на динамику строительства офисов и формирования системы общественных центров города, отметим, что насыщенность такими объектами, по данным компании Colliers International, в Киеве, в расчете на 1 тыс. жителей, примерно в 4,5 раза ниже, чем в Праге и Варшаве и почти в 2,5 раза – чем в Москве. Общее количество офисных площадей в городе на конец 2011 года составило около 1,2 млн. квадратных метров, из которых более 1 млн. построено за последнее десятилетие. За минувшие десять лет, к сожалению, вакантность офисных площадей в городе остается достаточно высокой и, по данным компании DTZ, на конец 2011 года составила около 20%.

Однако, учитывая данные разработчиков Стратегии, Киев отстает в экономическом развитии от Восточно-Европейских столиц на 10-15 лет, и при условии выхода деловой активности в городе на их уровень, потребность в офисных площадях в период до 2025 года может возрасти в 2-2,5 раза – на 1,5-2 млн. квадратных метров.

Эти показатели, конечно, нельзя абсолютизировать – они могут оказаться несколько больше или меньше – все зависит от общей социально-экономической ситуации в стране. Однако, они служат очень хорошим ориентиром, поскольку носят объективный характер, определяемый потребностями и закономерностями развития общества, которые нельзя игнорировать.

Достаточно вспомнить хрестоматийный пример. В свое время, в начале 60-х годов, когда в развитых странах мира уровень автомобилизации составлял уже около 200-300 машин на 1 тыс. жителей, советские нормативы предписывали принимать этот показатель в размере не более 25 машин на 1 тыс. жителей. Это все, что мог тогда обеспечить советский автопром, а об импорте легковых автомобилей для граждан не могло быть и речи.

В результате, этот параметр, на который ориентировались отечественные градостроители при построении улично-дорожной сети городов при современном уровне автомобилизации, в значительной мере, стал первопричиной сегодняшних транспортных пробок на наших улицах, и будет “аукаться” нам еще пару десятилетий. Яркий пример – четырехполосный Киевский проспект им. 40-летия Октября – важнейшая радиальная магистраль общегородского значения, которая имеет всего по две полосы в каждую сторону.

Поэтому, потребность в строительстве таких объемов общественных зданий – мест приложения труда, которые играют исключительно важную градоформирующую роль для столицы, требует продуманной, учитывающей долговременную перспективу политики их размещения в плане города и резервирования соответствующих площадок.

Офисные городки надо вынести из центра

Для Киева эта проблема тем более актуальна, что размещение офисных комплексов, возникших в последнее десятилетие, происходило, к сожалению, без какой-либо осмысленной градостроительной политики. В результате, значительная часть офисных зданий сконцентрировалась в центральной части города, без учета потенциальной пропускной возможности транспортной сети и необходимости гармоничного сочетания с исторически сложившейся застройкой.

Концентрация офисов в правобережной части города усугубила дисбаланс между расселением и размещением мест приложения труда, который является одной из важнейших причин возрастающего напряжения в транспортной ситуации города.

Дальнейшее размещение офисных зданий, важнейшим компонентом формирования городских общественных центров города, безусловно, необходимо подчинить заложенной в новом Генеральном плане идее формирования полицентрической системы городского центра.

Она предусматривает сдерживание дальнейшего размещения офисов в ядре общегородского центра для ограничения транспортных потоков, тяготеющих к центральной исторической зоне, преимущественное размещение их на Левобережье для обеспечения сбалансированности расселения и трудового тяготения, а так же на основных вылетных магистралях в местах формирования пересадочных транспортных узлов на конечных линиях метрополитена.

Такая политика размещения деловых зданий без каких бы то ни было дополнительных затрат позволит увеличить пропускную способность автомагистралей и провозную способность метрополитена за счет формирования разно направленных машино- и пассажиропотоков.

Эти потоки, в отличие от современного положения, когда в период утренних и вечерних пиков они устремлены от городской периферии к центру и с Левого берега на Правый, в то же самое время будут направлены в противоположном не загруженном направлении и, таким образом, позволят существенно оптимизировать нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Много “Сити”, больших и малых

Согласно Генеральному плану ожидается, что эту роль будут выполнять 7-8 общественных центров, расположенных на пересечении вылетных магистралей с границами городской застройки – преимущественно в зонах пешеходной доступности конечных станций метрополитена. Они призваны перехватывать часть потоков трудящихся, приезжающих из пригородной зоны, и активно формировать в городе пассажиропотоки в направлениях, противоположных пиковым.

Кроме того, примерно столько же общественных центров предполагается развивать на пересечении радиальных транспортных коммуникаций с внутренним правобережным полукольцом (Московский проспект – ул. Елены Телиги – ул. Индустриальная – Червонозоряный проспект – ул. Саперно-Слободская).

Такой дисперсный принцип развития системы общегородского центра и размещения узлов деловой активности заслуживает поддержки. Однако полная реализация этой системы дело не столько ближайших 15-20 лет, сколько отдаленного будущего.

Время покажет, насколько эти предложения окажутся реалистичными, учитывая, что в зоне формирования большинства намеченных центров крайне ограничены территориальные ресурсы. По-видимому, речь может идти лишь о строительстве, преимущественно монофункциональных высотных офисных комплексов с попутным обслуживанием мощностью 100-150 тыс. квадратных метров, для которых не требуются большие площадки. Градостроительные образования подобной мощности обычно концентрируют от 10-12 до 15-20 тыс. рабочих мест и провоцируют соответствующие центробежные пассажиропотоки.

В ближайшие 10-15 лет такие комплексы могут быть сформированы на левом берегу в районе озера Вырлица, Харьковской площади и на Троещине (в районе ул. Пуховской), а на правом берегу – в районе Одесской площади, аэропорта Жуляны и на въезде в город по Житомирскому шоссе. Они могут адсорбировать на своей территории до 600-800 тыс. квадратных метров офисных площадей.