Каким должен быть “Киевский Сити”?

Параллельно со строительством отдельных дисперсных узлов деловой активности городского центра в ближайшие 5-10 лет в городе целесообразно создать мощный деловой центр общегородского уровня. В таком центре могли бы размещаться представительства крупных отечественных и международных компаний и организаций. А на перспективу, как это имеет место в многомиллионных городах, таких центров может быть и два, и три.

Думается, масштабы такого центра не должны носить гипертрофированный характер. Очень важно, чтобы он жил полноценной жизнью города – не вымирал к вечеру, как это бывает в деловых районах крупнейших городов, к примеру, в Лондонском Сити. Его целесообразно формировать по широко распространенному в мировой градостроительной практике принципу многофункциональности. Здесь 250-300 тыс. квадратных метров офисов, рассчитанных на 25-30 тыс. работающих, могут соседствовать с высококлассными апартаментами и гостиницами, где часть этих трудящихся может жить, по необходимости, постоянно или временно, сопутствующими торгово-развлекательными объектами и т.п., которыми будут пользоваться и посетители делового центра, и жители города.

На протяжении последнего десятилетия идея создания “Киевского Сити” витает в воздухе и обсуждается в кругах инвесторов, девелоперов и архитектурной общественности. Для этих целей предлагалось использовать территорию, высвобождающуюся от промышленных зон Рыбальского острова и Телички и разрабатывался ряд предпроектных предложений, в соответствии с которыми там предлагалось разместить от 5 до 10 млн. квадратных метров офисных площадей и сопутствующих им объектов.

Конечно, с точки зрения людей, контролирующих эти территории, подобные идеи имеют определенную привлекательность. Но такие решения могут привести к дальнейшему катастрофическому углублению дисбаланса между расселением и трудовым тяготением киевского Правобережья и Левобережья. Они абсолютно не приемлемы с градостроительных позиций. И с точки зрения реалий сегодняшнего для, и с точки зрения перспективных возможностей формирования городской инфраструктуры территории Рыбальского острова и Телички невозможно обеспечить соответствующим транспортным обслуживанием ни действующими, ни предусмотренными к строительству линиями метрополитена и автомагистралями. Для этого нужно перекроить и переломать всю правобережную часть города. Поэтому решений по существенному усилению транспортной инфраструктурой этих районов нет и в новом Генеральном плане Киева.

Да и возможно ли вообще решить эту проблему? Ведь при упомянутых выше объемах строительства – сначала утром в эти районы нужно привезти, а вечером оттуда отвезти от 500-700 тыс. до 1 млн. работающих. Цифра попросту гомерическая – эквивалентная ежедневной загрузке и разгрузке 5-10 киевских Олимпийских стадионов в дни наиболее значительных матчей.

По-видимому, нет нужды говорить о других серьезных ограничивающих факторах – экологических проблемах, связанных, к примеру, с рекультивацией промтерритории Телички, которая, к тому же, накрывается санитарно-защитной зоной ТЭЦ-5 или ограничениями застройки Рыбальского острова, примыкающего к историческому Подолу, и расположенного в зоне регулирования застройки ІІІ категории.

Безусловно, эти территории нужно постепенно освобождать от промышленной застройки и осваивать для городских нужд. В будущем здесь целесообразно формировать многофункциональные градостроительные образования жилой и общественной застройки, подобные той городской ткани, которая складывается в центральных частях крупнейших городов Европы, особенно на прибрежных территориях рек и морей, на месте бывших доков и промзон.

Отказываться от крупных деловых центров не стоит

Вместе с тем, было бы, наверное, неправильно полностью отказаться от создания крупных деловых центров в правобережной части Киева. Особенно там, где есть предпосылки для соответствующего транспортного обеспечения и определенные территориальные ресурсы. В качестве таких площадок целесообразно, по-видимому, было бы рассматривать, предусмотренные Генеральным планом зоны развития деловой активности в районе Национального выставочного комплекса Экспоцентр Украины и аэропорта Жуляны.

Представляется, что наиболее благоприятным местом для размещения делового центра представительского уровня общегородского значения, скорее всего, может быть территория, расположенная на левом берегу Днепра между проспектом Бажана и заливом Берковщина. Идея эта не нова – еще более 30 лет назад Генеральным планом Киева на период до 2005 года здесь предлагалось разместить общественный центр всей Южной левобережной зоны города. Для этого тут есть все необходимые предпосылки: две станции метрополитена (Славутич и Осокорки), прямая связь с центром города по Московскому и новому автомобильно-железнодорожному мосту, а также удобная связь с мощными северными и южными селитебными районами Левобережья. Очень важно, также, что эта площадка имеет прямые связи с международным аэропортом Борисполь, аэропортом Жуляны и железнодорожным вокзалом.

Для представительского делового центра общегородского уровня большое значение имеет, также, его атрактивность и то, что отсюда открывается великолепная панорама Киевского Правобережья с Лаврой на переднем плане, подлинным всемирно известным символом города. Очень важно – не упустит этот шанс, как это случилось, в свое время, с Левобережным центром Киева, который в конце 70-х – начале 80-х годов предлагалось создать в районе станции метро Левобережная. Эта, по истине, золотая территория, расположенная прямо напротив правительственного центра на Липском холме, теперь практически потеряна. Ее бездумно застроили случайными, не свойственными центру такого уровня, объектами и жилыми домами.

Сегодня на уникальной, по своей градостроительной ценности, территории, расположенной в районе станции метрополитена (Славутич и Осокорки), – экстенсивная усадебная застройка, ряд случайных малоценных сооружений. Конечно же, при ее освоении неизбежно возникнут проблемы. Однако они не носят непреодолимого характера, и, в той или иной мере, присутствуют практически на любой городской площадке. Поэтому как это ни сложно в условиях рыночных отношений, в городе необходимо выработать систему преференций и ограничений, которые бы обеспечивали последовательную планомерную реализацию политики создания новых, в том числе деловых, общественных центров. Для этого нужны желание, политическая воля и средства.